Роль семьи в успешной адаптации ребенка к школе
12.09.2025
Ваш ребенок скоро станет школьником.
Как сложится его школьная жизнь? Вся семья волнуется за будущего
первоклассника. Волнение самого ребенка скрывается за внешней радостью
подготовки к школе. Следует отметить, что, пожалуй, в
жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально
менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и
началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не
одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало
школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким
изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
·
к новому
коллективу;
·
к новым
требованиям;
·
к
повседневным обязанностям.
Каждый без исключения ребенок проживает процесс
приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка
есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет
адаптироваться. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники?
И можно ли их избежать? Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная
жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и
растерянным перед требованиями учителя. Многих трудностей можно избежать, если
вовремя обратить на них внимание.
Как правило, трудности приспособления к школе можно разделить
на две большие группы:
- связанные с учебным процессом;
- связанные с усвоением правил и норм школьной жизни.
Разным детям требуется
различное время для того, чтобы освоиться в школе. Наблюдения показывают, что в
целом дети осваиваются со школьными порядками в течение месяца, для некоторых
детей это время составляет 3-4 месяца, а некоторые не могут полностью освоиться
и в течение года. Роль взрослых в этот
период имеет очень большое значение. Каковы же возможные пути решения первых
проблем первоклассника.
1)
В самом начале очень
важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей:
подготовка, сборы в школу, выбор одежды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета
тетрадей, создание праздничной обстановки и т.д. Далее следует период
освоения предметного окружения: окружающей обстановки и «орудий труда». Для
детей важны предметы обстановки: мебель, полы и стены, доска, место учительницы.
Большое внимание они уделяют «мелочам» (с точки зрения взрослого) — тем вещам и
вещичкам, которыми пользуется школьник. Надо
предоставить ребенку возможность со вкусом и любованием их рассматривать, пытаться
использовать все эти карандашики, ластики, линеечки и другие школьные
принадлежности. Если даже ребенок много пользовался такими вещами до школы,
неплохо использовать ситуацию для повышения значимости именно школьного
обучения. При выборе школьных атрибутов
родителям важно учесть, что «роскошный» пенал труднее освоить, в нем слишком
много предметов, картинок, которые рассеивают внимание, переключают его с
назначения предметов на их внешний вид, сюжет картинки или что-то еще.
2) В начале школьного
обучения ребенку необходимо проявлять самостоятельность самому отвечать за себя
и свои действия. Поэтому родителям не
стоит торопить детей, когда они одеваются или раздеваются, собираются и идут в
школу, выполняют первые домашние задания. Родителям нужно помочь им освоить
все эти процессы, некоторые из которых постепенно станут автоматическими.
3)
Некоторым детям,
боязливым и с трудностями пространственной ориентации, помогает освоиться
«экскурсия по школе». Многие дети часами играют в школу с игрушками или с
другими детьми и такие игры необходимо
поощрять.
4) Сложность адаптационного периода состоит в том, что дети часто
не слушают учителя и не относят к себе лично те указания, которые учитель
делает для всего класса. Некоторым детям сложно сосредоточиться. Им легче
сосредоточиться, когда они что-то крутят в руках, двигают руками-ногами,
что-нибудь закрашивают, обводят ручкой или карандашом, грызут ластик, ломают
карандаши, однако, родителям бывает нелегко пойти даже на то, чтобы дать
ребенку запас листков для чирканья. Родителям необходимо понаблюдать и
определить, какое именно поведение ребенка дома и в школе означает его
внимательность, и позволить ему так себя вести, если это приемлемо и не
отвлекает других детей от работы.
5)
Дети с высоким или
низким темпом обучения нуждаются в особом подходе. Стоит приложить усилия,
чтобы ребенок мог работать в обычном темпе и оговорить особенность темпа
действий с педагогом.
6)
Очень часто детям
трудно умерить свою потребность в движении. Поэтому
родители могут дома организовывать подвижные игры только соблюдая правила игры,
контролируя поведение ребенка.
7)
Особые проблемы в адаптации к школьной жизни возникают у
леворуких детей. Они нередко вынуждены учиться писать так, как им неудобно,
терпеть принуждение взрослых или самим себя учить. Родителям необходимо прислушиваться к советам педагогов.
8)
Общая проблема в
период адаптации к школе — усталость детей как естественное следствие изменений
в организации жизни. Родителям стоит
поберечь ребенка от переизбытка впечатлений (сюда можно отнести и частые
походы в гости), в то время как дополнительные прогулки, любимые занятия, игры,
внимание родителей нужны начинающему школьнику. От родителей требуется
понимание и признание естественного права ребенка на разнообразные чувства,
даже если они не такие, как у всех. Это признание чувств ребенка никак не
отменяет необходимости привыкания к школе и выполнения школьных требований.
9)
Помимо перечисленных
затруднений, обусловленных особенностями развития познавательных способностей,
возможны проблемы личностного развития, проблемы в общении, приводящие к
трудностям в обучении. Со временем дети приспосабливаются жить в школе, а
иногда, школа, педагоги, одноклассники приспосабливаются к ним. Для реальной помощи такому ребенку
необходима специальная работа психолога.
Таким образом, дети входят в школьную жизнь по-разному, с
большей или меньшей легкостью. При благоприятной адаптации ребенка к школе его
развитие активно продвигается вперед. При наличии проблем развитие скорее
замедляется или даже приостанавливается до тех пор, пока ребенок не справится с
проблемой сам или с помощью взрослых. Именно поэтому сотрудничество педагога и
родителей столь важно для ребенка в период адаптации ребенка к школе.
М.Б. Кулагина, методист
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2025
Дата обновления: 15.09.2025
Дата публикации: 12.09.2025