Организация образовательного процесса в МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска» Образовательная деятельность в ЦРТДЮ «Радость» выстраивается на основе преемственности уровней, обеспечивающих достижение детьми элементарной функциональной грамотности и компетентности ( общекультурной, профессиональной, методологической, социальной). Логика построения образовательного процесса соответствует этапам освоения творческой деятельности: репродуктивному, продуктивному, творческому, профессионально ориентированному. Модель организации образовательного процесса включает в себя содержательные основные блоки: образование, культура, социальная деятельность и спорт. Четырехуровневая модель организации образовательного процесса обеспечивает вариативный выбор занятий для обучающихся, многочисленные формы деятельности по широкому спектру программ, а так же реализует возрастные возможности детей и творческий потенциал педагогов. Содержание деятельности на 1 и 2 уровнях: Цель: Формирование навыков творчества на основе положительной мотивации на овладение умениями и навыками предметно-практической деятельности через занятия в объединениях по интересам. Применение освоенных эталонов и их преобразование в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями. Формы представления результатов: выставки, концерты, соревнования Содержание деятельности: Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ творческих объединений III. IV уровни Цель: Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности; предпрофильная подготовка через обучение в комплексных образовательных структурах и Академии профессиональных проб; выявление одаренных детей, развитие исследовательских навыков; создание нового творческого продукта. Творческие традиции: Участие в конкурсах, фестивалях, концертах областного, российского и международного уровней. Содержание деятельности: Реализация комплексных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; программ творческих мастерских Основными структурными элементами образовательного процесса являются виды занятий (групповые и индивидуальные занятия; уроки, лекции, семинары, репетиции, творческие вечера, концерты, слеты, экспедиции, конкурсы, и т.д.). Особенность организации образовательного процесса в Центре заключается в разработке системы формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях Центра; произошли изменения в содержании методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов. Организация образовательного процесса в ЦРТДЮ "Радость" регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательных программ по объединениям, клубам, студиям, секциям, школам, театрам и по годам обучения), и расписанием занятий, разрабатываемым и утверждаемым ЦРТДЮ самостоятельно в соответствии с нормами СанПина. Учебный план ЦРТДЮ «Радость» составлен в соответствии: - с основными приоритетами в деятельности Центра «Радость»; - с особенностями содержания реализуемых образовательных программ дополнительного образования детей, направленных на раскрытие ценностно-смысловой картины мира, развитие творческой, конкурентно-способной социально-ориентированной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации, способной к самореализации. Структура учебного плана обозначает основные направления, по которым целенаправленно развивается деятельность детей в разнообразных добровольных объединениях (одновозрастных и разновозрастных, однопрофильных и комплексных): - физкультурно-спортивное; - художественно-эстетическое; - социально-педагогическое; - культурологическое; - туристско-краеведческое; - гражданско-патриотическое; - естественнонаучное; - культурологическое. Выстраивание данного учебного плана как упорядоченного множества индивидуальных образовательных путей обучающихся позволяет выделить его основные компоненты: - блок основных учебных часов, отпускаемых на освоение основного курса (программы) и отражающих предметное содержание деятельности; - блок сквозных программ и индивидуальных учебных часов (вариативная часть), необходимых для развития гармоничной, творчески развитой личности, расширения возможности применения получаемых знаний, индивидуального темпа освоения программы. Учебный план ЦРТДЮ «Радость» определяет максимально возможную нагрузку для детей разного возраста, связанную с их физиологическими возможностями и занятостью в общеобразовательных учреждениях. Наполняемость групп и количественный состав детей в группах 1, 2, 3 и др. годов обучения определяется в соответствии с нормативными документами Мин. образования и локальными актами ЦРТДЮ «Радость». Учебный план ЦРТДЮ «Радость» предусматривает индивидуальную работу с детьми в объединениях вокала, цирка и обучение на инструментах из расчета 2 часа в неделю на обучающегося. Учебный план отражает специфику учреждения, интересы детей и их родителей, направленность интересов педагогов, разрабатывающих и реализующих индивидуальные и модифицированные образовательные программы, отражающие преемственность этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности. Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение и способствует гуманизации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на ребенка, выявление, раскрытие его возможностей, становление самосознания, саморегуляции и самоутверждения. Педагогические технологии дополнительного образования детей в ЦРТДЮ «Радость». Объектом технологии дополнительного образования является организация различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом. Наиболее типичные для практики дополнительного образования детей стали образовательные технологии: - социальной ориентации; - рационально- образовательные технологии развития умственных способностей; - социально- образовательные технологии индивидуально- личностной ориентации. Образовательные технологии социальной ориентации. Педагогическая цель: личность, осознающая и принимающая ценности человеческого общества, свободы, демократии, строящая свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; социально- активная и законопослушная; знающая и защищающая права и свободы человека, способная участвовать в творческом преобразовании действительности. Прикладные технологии; технологии коллективно творческой деятельности, взаимного обучения, игровые, клубные технологии, технологии социального проектирования, формирования экономического и экологического мышления, формирования навыков трудовой деятельности. Рационально- образовательные технологии. Педагогическая цель: личность, владеющая жизненно- необходимым запасом знаний, умений и навыков, обладающая развитым интеллектом, рациональным мышлением, желающая и умеющая постоянно получать знания, умения и использовать их на практике в специализированных областях. Технологии: личностно- ориентированного программированного, эвристического, проблемного обучения, технология коллективных способов деятельности, тестовое обучение, совместного научного исследования, информированное, компьютерное обучение, дифференцированного и индивидуализированного обучения. Социально-образовательные технологии: Педагогическая цель: личность, ориентирующаяся на гуманистические ценности, постигающая свой собственный мир, имеющая потребность к самопознанию и самореализации, взявшая на себя ответственность за выбор своего жизненного пути, анализирующая и моделирующая свой жизненный опыт, будущее. Педагогические технологии: проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, развивающего обучения, развития творческих способностей, индивидуального развития. Система промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра. Неотъемлемой частью образовательного процесса является аттестация обучающихся детских объединений Центра, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ. Задачи аттестации: - определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области; - выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; - анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения; - соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно- воспитательной работы; - выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; - внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Аттестация обучающихся детских объединений Центра строится на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, специфики деятельности детского объединения и конкретного периода обучения; необходимости, обязательности и открытости проведения; свободы выбора педагогам методов и форм проведения и оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в сочетании с их закрытостью для детей. Организация аттестации. Аттестация обучающихся детских объединений Центра проводится 2 раза в учебном году: в 1 полугодии – промежуточная аттестация, во 2 полугодии – итоговая аттестация. Сроки проведения аттестации: в 1 полугодии – с 15 по 30 января, во 2 полугодии – с 1 по 15 мая. Формы проведения аттестации: контрольный урок, итоговое занятие, зачет, экзамен, тестирование, концертное прослушивание, зачетное и экзаменационное прослушивание, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, конференция, тематические чтения, полевая практика, олимпиада, конкурс, собеседование, защита дипломов, соревнование, турнир, сдача нормативов и др.